Знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движенийруки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речиребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь идвижения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику иактивизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседниезоны, отвечающие за речь. При обследовании большого количества детейбыла выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцевсоответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если жеразвитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотяобщая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, каквнимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитиенавыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенкапотребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнятьмножество разнообразных бытовых и учебных действий.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Ужегрудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Враннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарныхнавыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать
шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики икоординации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму. Изобразительная деятельность детей — лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений.Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретаетразличные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; впроцессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать иххарактерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками иумениями, учится осознанно их использовать.Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретаетразличные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; впроцессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их.Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенныекачества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формойпредмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумяруками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцыпальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развиваетсяего мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, ктому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.
Творите вместе с детьми!!!