Очень часто родители мучаются вопросами что, когда, как и стоит ли это говорить своему ребенку. Действительно эти вопросы важны и серьезны. Они потребуют немало времени, чтобы натренироваться, как говорить с детьми, понять, что им нужно сказать и когда. А время то идет… И возникают новые вопросы: а не поздно ли?, неправильно ответил(а), сказал(а), что теперь будет?…. и многие другие.
Я думаю, что надо изменить сам подход, исходную точку: сначала надо просто ГОВОРИТЬ с ребенком. Говорить с самого младенчества, постоянно объясняя все вокруг: что вижу, что слышу, что чувствую.
Для этого можно использовать любые ситуации: идете или возвращаетесь куда-либо, готовите или едите, работаете или отдыхаете и т.д. Чтобы лучше разобраться в этом, предлагаю выполнить несколько заданий:
- ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ ЗАПИСАННУЮ НА КАМЕРУ ПОВСЕДНЕВНУЮ ПРОГУЛКУ С РЕБЕНКОМ, маршрут, которым вы ходите каждый день. Дорога, деревья, припаркованные машины, дома, детская площадка, какой-нибудь магазин, парк или лес — и все в обратном порядке. А теперь попробуйте поиграть в спортивного комментатора: включите запись и попробуйте описывать все, что видите. Но не просто описывать, а описывать, объясняя. Говорить придется с небольшими перерывами час или полтора, в зависимости от того, сколько длится ваша прогулка. Упражнение похоже на задание для тележурналистов: суть в том, чтобы текст не повторял «картинку», а лишь дополнял ее. Примерно так: «Это береза, она белая с черными пятнышками, это ствол, а вот листочки, зеленые, но они еще не совсем распустились, они пока маленькие. А вот у этого дерева — большие, это клен, видишь, за той красной машиной справа?» И так далее, и так далее.
Говорить, объясняя и комментируя каждую деталь, будет сложно, но в этом и заключается задание.
- ВКУСНОЕ ЗАДАНИЕ. Нужно сварить борщ, например, когда рядом все время находится ребенок. То есть и обед приготовить, и с ним пообщаться. Задание похожее: комментировать каждое действие, которое вы совершаете, рассказать о каждом продукте, который попадает к вам в руки, о правилах безопасности и о многом другом.
Возможно, многие удивятся и скажут, что все и так умеют варить борщ, гулять и рассказывать про деревья. Но наблюдения за родителями во время прогулок убеждают в том, что ГОВОРЯТ (ПРОСТО ГОВОРЯТ!) С ДЕТЬМИ ЕДИНИЦЫ. Очень часто можно увидеть, как мама безмолвно толкает впереди коляску, волочет ребенка за руку, погрузившись в свои мысли, понуро сидит на краю песочницы, пока он играет, или разговаривает по телефону.
МЫ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНЫ.
Мы любим молчать, а не говорить глупости о том, что ствол у дерева твердый, а листочек мягкий. Мы боимся читать стихи с излишним выражением (еще не хватало пищать, мяукать и гавкать, изображая героев, мы взрослые люди!) Мы обрушиваемся на уменьшительные суффиксы, запрещая «ножку» и легитимизируя «ногу». Много еще всего мы делаем и не делаем. Но больше всего мы удивляемся впоследствии тому, что у наших детей бедная речь и небогатый словарный запас — забывая о том, что мы сами с этим согласились. Наше молчание там, на краю песочницы, — это знак согласия.
Конечно можно возразить: «Какая разница, когда ребенка развивать? Ведь рано или поздно он и так все узнает. Вряд ли к 7 годам он не будет знать слова «слон».
Действительно рано или поздно ребенок научится узнавать предметы, научится считать и писать, даже различать некоторые эмоции. Но насколько глубоко он научится разбираться в оттенках чувств, насколько развернута и красива будет его речь, насколько легко ему будет выразить себя и понять других – все это напрямую зависит от общения с близкими взрослыми. А для этого именно нам взрослым надо будет выходить на другой уровень, придумывать, как развивать и совершенствовать речь, и главное — как не замолчать, как сделать так, чтобы диалог с ребенком продолжился и тогда, когда он будет совсем взрослым.