Шелкография-как один из нетрадиционных методов рисования, развивающий творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но только те дети, условия воспитания которых позволяют развивать эти способности, выростают творческими личностями. Многие взрослые забыли о той радости, которую приносили им занятия изобразительной деятельностью в детские годы. Дети рисуют все то, что видят, знают, слышат и ощущают.
Создавая условия, побуждающие ребенка и занятиям искусством, взрослый
способствует развитию у него творческих наклонностей. Человек развитый
искусством тем и отличается от человека эстетически не развитого , что у
него иное видение мира,органы чувств более чуткие и восприимчивые к
красоте. Стремление к красоте и гармонии должно быть у каждого человека ,
не зависимо от того , художник он или нет. Ибо красота есть во всем что нас
окружает. Задача искусства и изобразительной деятельности в частности
показать эту красоту и по возможности помочь сотворить ее.Именно от
желания творить прекрасное и идет развитие творческих способностей.
Занятия по изобразительной деятельности учат ребенку мыслить смело и
свободно, видеть и чувствовать пространство, развивают абстрактное и
образное воображение, координацию и речь.
Но не все дети могут овладеть одинаково высоким уровнем художественых навыков и способностей. Каждый ребенок одарен теми или иными способностями лишь в определенной , отличной от других степени. У одних детей эти способности выражены ярче, у других в более стертой форме. В определенных условиях они могут развиться или заглохнуть. В педагогической системе существуют^достаточно эффективные средства и методы позволяющие не только развить задатки одаренных детей, но и поднять на значительный уровень возможности детей менее генетически запрограммированных. Одним из таких средств является использование в изобразительной деятельности детей не традиционных форм рисования. Особого внимания заслуживает одна из них — живопись на шелке. Используя данную технику ребенок учится работать и экспериментировать с цветом. Размывы и переходы цвета на шелке дают совсем иной эффект, чем на бумаге, более пластично перетекая один в другой, оставляя иногда следы в виде диковинных подтеков и «паутинок».
Некоторые виды шелка (к примеру: креп-сатин, креп-атлас, саржа) обнаруживают в себе свойства тождества с факторами природы. Под воздействием света фактура такого шелка сама по себе способна придавать работе туманность, стереоэффект, оживление за счет передачи воздушной перспективы ни четкими размывами краски на заднем плане. Кроме того различные качества и структура тканей ‘обеспечивает работам эксклюзивность.
Способность краски расплываться на шелке придает не обыкновенную форму заданным предметам и способствует созданию большей
выразительности художественного образа. Это позволяет детям с низким уровнем художественных навыков получать положительные результаты своей деятельности, а детям с высоким уровнем — применять весь свой предшествующий опыт на новом материале и почувствовать себя настоящими художниками.
Техника шелкографии ставит перед ребенком задачу четкого соблюдения по этапности выполнение действий, что исключает ситуацию не успеха. А предварительная работа в форме отработки технических навыков изображения определенных предметов, размывки фона, построения композиции гарантируют успех.
Дети стремятся к красоте, они учатся видеть ее в работах своих товарищей. Успех товарищей побуждает малоактивных и не уверенных в себе детей к собственной изобразительной деятельности.
Работа на шелке требует определенных знаний, умений, опыта в изобразительной деятельности, умение работать в определенной последовательности. Всем этим требованиям соответствуют дети старшего и подготовительного к школе возраста, которые уже способны сознательно оперировать своими знаниями и использовать накопленный опыт. Они без особых затруднений осваивают технику шелкографии.Особенно удается им работа в технике по-сухому шелку.
Разнообразие цветовых основ для рисования приводит к созданию разных образов одного и того же предмета.Особенно хороши для изодеятельности на цветном шелке пейзажи, натюрморты и декоративные композиции.С последними справляются даже дети среднего возраста.В работе используется кистевая, трафаретная, матричная техники.Проводятся занятия по шелкографии не реже 1 раза в месяц.
Данная деятельность способствует высокому интересу к изо, уверенности в своих силах, повышает самооценку и интерес в глазах сверстников.Шелкография служит не только источником положительных эмоций среди детей и взрослых, но так же своеобразной изотерапией, позволяя переключиться с бытовых проблем на творчество.